Госдума приняла в первом чтении проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с прекращением действия закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (41-ФЗ)».
В выступлении на пленарном заседании председатель комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов отметил: «в законопроекте сохранены базовые принципы и преемственность (с 41-ФЗ О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию) в вопросах регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, после 1 января 2011 года. Закон о государственном регулировании тарифов выполнял важную функцию и содержал принципы и методологию ценового регулирования в сфере электроэнергетики. Поэтому комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на сохранение системы тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и внесение соответствующих изменений в действующее законодательство. Базовые статьи Закона о госрегулировании тарифов в соответствии с законопроектом переносятся в Закон «Об электроэнергетике». В части предлагаемых изменений модели регулирования прежде всего хотелось бы отметить: - регулирование сохраняется в полном объеме в отношении территорий, не объединенных в ценовые зоны; - на территориях, объединенных в ценовые зоны, регулирование закрепляется лишь в отношении населения, а также по решению Правительства Российской Федерации в отношении иных потребителей. Комитет поддерживает предложенную модель исходя из того, на сегодняшний день объективные предпосылки для отмены государственного регулирования тарифов для населения отсутствуют». Юрий Липатов остановился на ряде замечаний и предложений: «1. Предлагаемые в рамках законопроекта изменения в Федеральный закон №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» предусматривают полномочия Правительства РФ в части определения условий договоров, заключаемых производителями и гарантирующими поставщиками для целей обеспечения потребления электрической энергии (мощности) населением. С целью обеспечения функционирования предлагаемой в законопроекте модели снабжения населения электрической энергией (мощностью) считали бы целесообразным наделить Правительство РФ и полномочиями по утверждению порядка заключения этих договоров. Кроме того, требуется уточнение порядка участия в соответствующих договорных отношениях производителей, осуществляющих поставку электрической энергии (мощности) с использованием вновь вводимых генерирующих объектов. 2. Положениями законопроекта предусматривается осуществление государственного регулирования в технологически изолированных территориальных энергетических системах. При этом, в законопроекте отсутствует соответствующее понятие, в связи с этим, целесообразно дополнить понятийный аппарат Федерального закона об электроэнергетике соответствующим определением 3. В рамках закрепления механизма тарифного регулирования на розничных рынках электрической энергии в законопроекте предусматривается возможность осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии. В связи с этим необходимо дополнить понятийный аппарат Федерального закона об электроэнергетики определением социальной норы потребления электрической энергии (мощности). Кроме того, необходимо закрепить полномочия Правительства Российской Федерации определять порядок установления и применения социальной нормы. 4. В целях обеспечения применения гибких механизмов тарифного регулирования в предлагаемой редакции статьи 23.1 Федерального закона об электроэнергетике в рамках закрепления государственного регулирования цен (тарифов) в отношении электрической энергии (мощности), поставляемой на оптовом рынке на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, предусмотреть альтернативу виде возможности установления не только фиксированных цен (тарифов), но также и их предельных (минимального и (или) максимального) уровней. 5. Законопроектом предусмотрено введение статьи 23.3 Федерального закона об электроэнергетике, предусматривающей случаи введения государственного регулирования в условиях ограничения или отсутствия конкуренции. Считали бы необходимым конкретизировать перечень этих случаев, имея ввиду, в том числе, закрепление возможности введения государственного регулирования в условиях ограничения или отсутствия конкуренции на территориях, временно работающих изолированно от Единой энергетической системы России».
|